Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Совет муниципальных образований Смоленской области

Версия для слабовидящих

Совет муниципальных образований Смоленской области

Новости

26.11.2015 15:05Просмотров: 14О некоторых вопросах по регистрации граждан

   Вправе ли органы местного самоуправления осуществлять функции по регистрации граждан по месту пребывания и жительства, в т. ч. на основе соглашений с органами федерального миграционного учета?

   Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в статью 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 5242-1), в соответствии с которыми с 1 января 2014 г. регистрационный учет граждан осуществляется исключительно территориальными органами Федеральной миграционной службы (далее - ФМС). Ранее в населенных пунктах, в которых отсутствуют территориальные органы ФМС, регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства осуществляли местные администрации. Такое изменение имело целью исправление ситуации, при которой на органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) были возложены государственные полномочия без достаточного и надлежащего материально-финансового обеспечения. Это противоречило требованиям Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «О6 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Были возможны два варианта: либо осуществление регистрационного учета исключительно силами ФМС, либо наделение федеральным законом этими полномочиями ОМСУ с предоставлением необходимых материальных и финансовых средств. Законодателем был избран первый вариант. В связи с этим с 1 января 2014 г. ОМСУ не вправе осуществлять регистрационный учет граждан.

   При принятии указанных изменений подразумевалось, что структура и штатная численность ФМС будут приведены в соответствие с реальными потребностями, что будет обеспечено необходимое количество территориальных органов и сотрудников для исполнения возросшего объема полномочий по регистрации граждан. Однако на практике этого не произошло.

   В результате граждане выражают недовольство по поводу того, что у них возникли трудности с регистрацией в связи с удаленностью регистрационных органов, а по информации, поступающей от ОМСУ, стало известно, что получила распространение практика заключения территориальными органами ФМС соглашений с ОМСУ о выполнении последними функций по приему от населения и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Тем самым на ОМСУ вновь возлагаются государственные полномочия вопреки установленному порядку передачи полномочий, что недопустимо. При необходимости вопрос о передаче отдельных государственных полномочий по регистрации граждан по месту пре­бывания и жительства ОМСУ должен регулироваться законом и сопровождаться предоставлением соответствующих субвенций. Таким образом, в настоящее время ОМСУ не вправе осуществлять все или часть функций по регистрационному учету граждан, в т. ч. на основе соглашений с органами ФМС.

   Уполномочены ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справку о составе семьи?

   Справка о составе семьи упоминается в ряде норм федерального законодательства, но нигде не определены ее форма, порядок выдачи, уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица. В Федеральном законе от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо закреплено требование о наличии справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии - ОМСУ о составе семьи умершего застрахованного (п. 4 ст. 15).

   По сути, сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и нередко параметров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой книги). Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно­эксплуатационные организации, ОМСУ, в последние годы многофункциональные центры).

   Закон РФ № 5242-1 различает лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, и органы регистрационного учета. Перечень лиц, ответственных за регистрацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и включает:

-   должностных лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственных за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда;

-   собственников, самостоятельно осуществляющих управление своими помещениями, или уполномоченных лиц ТСЖ либо управляющей организации, ответственных за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

 

   Информация подготовлена по материалам журнала «Практика муниципального управления» № 7 2015 год.

   На вопросы отвечала А.В. Мадьярова, канд. юрид. наук, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Дата последнего изменения 29.11.2015 15:08

Назад
Система Orphus

Официальный интернет-портал правовой информации

Телефоны экстренных служб

Противодействие коррупции в Смоленской области

8-800-200-19-01

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!