Судебная практика: Привлечение к административной ответственности по ст.5.59 КоАП и основания обжалования
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Суть дела
В июле Верховный Суд рассмотрел дело (Постановление от 16 июля 2021г. №83-АД21-6-К1) по жалобе А, работавшей в должности замруководителя Госинспекции труда по Брянской области. Она просила отменить решения нижестоящих судов и постановление прокурора, которые назначили ей штраф за это нарушение.
В 2019 году в ГИТ Брянской области обратилась гражданка Б. попросившая проверить действия одного из филиалов РЖД на предмет начисления зарплаты. Рассмотрение обращения было поручено А. Спустя 28 дней с момента обращения Б. получила ответ, в котором на часть вопросов был дан формальный ответ, а часть обращения была и вовсе проигнорирована.
Б. такой ответ не удовлетворил и она обратилась в прокуратуру, где было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ. Было установлено, что фактически проверка по обращению Б. не проводилась, факты не исследовались, доводы Б. не изучались, а в итоге был подготовлен формальный ответ не по существу.
Решение Верховного Суда
Суд рассмотрел решение нижестоящих инстанций и доказательства, которые были собраны по делу прокурором.
В своей жалобе А. просила отменить штраф и решения нижестоящих инстанций, указывая, что проверка на самом деле проводилась, а часть доводов, которая якобы была проигнорирована, на самом деле в обращении вообще не присутствовала.
Однако суд установил, что необходимых мероприятий для отработки обращения действительно не проводилось, а проигнорированные доводы в обращении присутствовали.
Кроме того, ВС сообщил, что прокурором были соблюдены все законодательные нормы, когда он выносил постановление о наложении штрафа.
Поэтому штраф по ст. 5.59 КоАП был наложен верно и отмене не подлежит.
Полный текст Постановления Верховного Суда от 16 июля 2021 г. № 83-АД21-6-К1
Вместе с тем, штраф наложенный по ст. 5.59 КоАП может быть отменен в случае:
Истек срок давности |
Срок давности составляет 3 месяца со дня совершения нарушения, а не его обнаружения проверяющими. Постановление Ульяновского областного суда от 17.07.2018 по делу N 4А-288/2018 Постановление Оренбургского областного суда от 28.06.2018 N 4а-361/2018 |
Нет состава нарушения |
Наказали за нарушение сроков рассмотрения обращения, которое касалось предоставляемых государственных или муниципальных услуг Это нарушение подпадает под другую норму (ст. 5.63 КоАП). В зависимости от конкретного состава суд должен либо переквалифицировать содеянное либо прекратить производство по делу (если санкция по "правильной" статье окажется более суровой). Постановление Ульяновского областного суда от 10.04.2018 по делу N 4А-123/2018
Наказали должностное лицо, подготовившее ответ, а не подписавшее его Нельзя привлекать к ответственности тех, кто отвечает лишь за подготовку проекта ответа (непосредственных исполнителей). Постановление Верховного суда Удмуртской Республики от 28.02.2018 N 4а-2/2018
Наказали за нарушения при рассмотрении запроса муниципального или регионального депутата Нормы Закона об обращениях граждан не распространяются на отношения, связанные с рассмотрением депутатских запросов. Как правило, ответственность за подобное нарушение предусмотрена региональным законодательством. Переквалификация нарушения с нормы федерального КоАП на норму регионального КоАП невозможна. Постановление Оренбургского областного суда от 10.09.2018 N 4а-500/2018 Постановление Архангельского областного суда от 14.11.2018 N 4а-475/2018
Наказали должностное лицо финоргана за нерассмотрение обращения, касающегося взыскания бюджетных средств Действие Закона об обращениях граждан на данные отношения не распространяется. Постановление Ульяновского областного суда от 11.09.2018 по делу N 4А-358/2018 |
Нарушение малозначительное |
Несмотря на отсутствие письменного ответа на обращение, работодатель фактически рассмотрел его и принял меры по решению изложенных в нем вопросов. Постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 07.09.2018 N 4А-1610/2018
Ответ на обращение направили в установленный срок, но обычной почтой, а не в электронном виде, как просил заявитель. Постановление Ивановского областного суда от 12.07.2018 N 4а-174/2018 |